Сайт Зианчуринского района Понедельник, 29.04.2024, 11:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Наши статьи [13]
Мини-чат
Наш опрос
Я в данный момент проживаю...
Всего ответов: 278
Главная » Статьи » Наши статьи

ПЛАТОК В НАСЛЕДСТВО
ПЛАТОК В НАСЛЕДСТВО

 За окошком стонут и плачут стылые ветры. Жалобно откликаются на его удары ставни нашего маленького дома. У стола, под лампой сидит с вязаньем мама. Спицы, отполированные до серебряного блеска, так и мелькают в ее ловких руках. Тянется от серого клубка пушистая нить, теряясь в узорах каймы. Изредка наша мастерица приподнимает вязанье к свету, и, убедившись, что все идет как надо, снова принимается за работу. Вечер, другой, третий - вот и готово убранство, дело за малым – надо теперь все четыре узорчатые каймы привязать к середке. Но и это еще не все. Уже готовую шаль следует сбрызнуть колодезной водой, сильно встряхнуть несколько раз, а затем завернуть в холщовое полотенце. На следующий день вынести рукоделие на свежий снег, повалять его, потрепать, после чего… отправиться с ним в баньку. Попарившись, да намывшись, накинуть пуховый платок на горячие плечи и желательно не снимать его до самого утра. После таких процедур можно обновку соседке показывать - уж она-то непременно оценит труд пуховницы. Можно и на базар отвезти - и здесь, под взыскательным взором покупателей и знатоков, не будет стыдно за свое изделие.
  … С 17 века, то есть со времен екатерининского переселения крестьян в Заволжье, к Уралу и в Сибирь, живет в наших краях это замечательное рукомесло. Наша мама, Пелагея Осиповна, родители которой прибыли на юг Башкирии из Воронежской губернии, славилась на всю округу как самая лучшая мастерица – вязальщица. Науку переняла еще маленькой девочкой, от своей матери Татьяны Григорьевны. В свою очередь, умению работать с пухом, прясть, вязать она обучалась у своей матушки. И как прочна и длинна пуховая нить, так и прочно, надолго вошел в нашу семью этот промысел.
  Мама овдовела в 40 лет, оставшись в конце 50-х годов с тремя малыми детьми на руках, еще трое учились или начинали только работать. Благодаря платкам и шалям, связанным нашей мамой-труженицей из козьего пуха, мы тогда выжили, не пошли по миру с протянутой рукой. В сарае, где соседствовали корова Милка, пара овец, свинья Зинка, на особом положении всегда были козы. Все они, независимо от «статуса»- пуховые или мясные, - носили одно и то же имя «Люся». Их предводитель Люсьен давал отменное потомство, которое оставляли для пуха.
 Ни в одной губернии великой России не было и по сей день нет таких уникальных коз, как у нас и в соседнем Оренбуржье. Живут рогатые в условиях сурового континентального климата. Зимой мороз достигает порой 40-й отметки, летом - тоже приближается к сорока в тени. Благодаря этому природному капризу и закаляется пух, обретая уникальные качества: хорошо удерживает тепло, не сваливается, не скатывается, носится не менее полвека. Говорят, что американцы и англичане пробовали разводить оренбургских коз, но ничего у них не получилось. Климат не тот для такого пуха.
  Наши же Люськи, как Робинзоны, были выносливы и неприхотливы. Любимая еда - ковыльное сено, разнотравье, поэтому после того, как пригоняли их с пастбища, бежали они к ближней горушке, пощипать ковылька. Тут же добирались и до других горных трав, оттого пух приобретал особый блеск и пушистость.
  Когда приходила пора чески, Люськи допускались прямо в дом. Заманивали мы их поджаренной хлебной корочкой. И как только козы теряли бдительность, мама тут же валила одну из них на пол, связывала ей ноги и брала в руки инструмент, состоящий из стальных загнутых тонких зубьев, укрепленных на деревянной дощечке с ручкой. К вечеру обычно вся эта хлопотная процедура завершалась. Нам, малышам, доставалась самое «интересное» - подмести катышки-горошины из-под коз.
  Если осень была дождливая и слякотная, то и сырье для будущих платков было не лучшего вида. Вечерами мы усаживались вокруг стола со своей порцией пуха - не только очистить от репьев и колючек, но и выбрать грубый волос, расчесать его руками, но, ни в коем случае не рвать. Только после этой процедуры мама приступала к самой тяжелой и основной работе - специальными дощечками – ческами, с закрепленными на них короткими стальными зубьями она взбивала, выпрямляла пуховые пряди, скатывая затем в небольшие рулончики. 
 Из сенцев доставала донце, веретена - и начинался новый виток этого чародейства. Нить пуховая должна быть ровнехонькая, тонкая, непрерываемая. По числу ручников с пряжей наша мастерица определяла, какого размера будет платок, - то ли во весь охват обеих рук, то ли лишь бы прикрыть макушку да плечи… Затем подбиралась основа для пуховой нити, приспосабливая для этого простые или «бумажные» чулки, подбирая их по подходящему цвету и толщине. Для вязанья мама выбирала самые тонкие спицы, хотя заранее знала, что вязать на них очень тяжело, скорости никакой, да и остерегайся, чтобы « расколок» не наделать…
  Мамину науку в нашей семье на профессиональном уровне переняли ее четыре дочери, но превзошли всех в мастерстве дочка Анна, внучки Надежда, Верочка, правнучка Анечка. Все они - члены одной семьи, с изделиями из оренбургского пуха связан не только достаток, но зависит и будущее каждого из них. Надежда Александровна Антипова начинала с закупок и продажи платков, палантинов, косынок, шарфов. Затем освоила дизайн своего пушистого товара. Раньше господствовали цвета: черный, серый, серебристый, белый, жемчужный. Наша мастерица придумала оригинальную технологию крашения платков, и сразу изделия древнего народного промысла обрели новый, современный и оригинальный вид. Однажды, проходя по павильону ВДНХ, представители Дома моделей Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина обратили внимание на стенд с оренбургским «пуховым золотом», который представляла Надежда Антипова. Договорились, что партия самых лучших палантинов и платков будет отправлена по обозначенному в визитках адресу. Радужное сияние платков и палантинов пришлось по вкусу самых изысканным модницам. Юдашкин выбрал платки из коллекции Надежды Антиповой в качестве аксессуаров к коллекции меховых манто, которые он демонстрировал на Неделе высокой моды в Париже. «Положила» глаз на надюшины цветные палантины и знаменитая Людмила Гурченко, она носит их вместо кардигана. Эффектно, тепло и удобно!  
  Как когда-то нашу семью спасли от нищеты пуховые платки, так и в дальнейшем, только благодаря этому прабабушкиному дару, поднялось благосостояние всех моих родных, кто стал заниматься этим доходным промыслом. Например, Надя выстроила дом для старшего сына, купила квартиру, отремонтировала свой коттедж, также приобретенный на «пуховые» деньги. Сын и сноха, дочь и зять, а еще двое внуков - Павлик и Никита- все «завязаны» на этом промысле. Есть в доме своя мастерская, есть и помощники, а еще крепкая уверенность, что в самые трудные времена всегда можно опереться на дело, которое три века назад передала своей дочке Поле ее матушка – рукодельница Татьяна.
  И в нашем Нефтегорске есть мастерицы, умеющие вязать пуховые платки, косынки, шарфы, палантины. Нередко их изделия выставляются на фестивалях декоративно-прикладного творчества, получая высокие оценки жюри, а также дипломы и премии. В селах района немало отыщется искусных вязальщиц, но только в одном из них - Утевке, работает Центр народных ремесел, где ребята получили уникальную возможность прикоснуться к истокам древнего рукоделия. В рамках национального проекта «Образование», так и просится в строку этого долгосрочного документа, развитие народных ремесел через такие вот Центры. А финансировать их работу следует не по остаточному принципу, а как самостоятельную и нужную программу. Чтобы закрепить молодежь в селе, в малых городах, следует основательно продумать рычаги этого закрепления. Об этом говорил мне с тревогой и болью фермер из Семеновки Василий Максимович Бортников, мечтающий открыть для больных детишек конноспортивную школу. На эту тему шел у меня разговор с Татьяной Владимировой из Кулешовки, единственной в нашем районе мастерицей по изготовлению валенок. А сколько у нас людей, увлекающихся резьбой по дереву, лозоплетением, столярничеством. В той же Кулешовке семья Радьковых занимается ковроткачеством. Если хорошо поискать, то в каждом селе найдутся умельцы-кудесники. Успеть бы ухватить их опыт, перенять их навыки, приемы, постичь их науку душевной радости, ибо настоящий мастер всегда радуется плодам своего труда.

Антонида Бердникова (Баранова).
Город Нефтегорск, Самарская область.


Категория: Наши статьи | Добавил: Admin (11.11.2008)
Просмотров: 1324 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz