14 декабря исполнится 177 лет великому поэту, мыслителю и просветителю Акмулле. Мифтахетдин Акмулла – выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель, оставивший поистине уникальное и неповторимое литературное наследие. Он вошел в историю родной литературы XIX века как продолжатель лучших традиций устной и письменной поэзии, воплотивший в своем творчестве наиболее прогрессивные, передовые идеи своего времени, как вдохновенный певец света и разума, знаний и просвещения. Акмулла, будучи создателем самобытной поэтической школы и Учителем народа в подлинном смысле этого слова, оказал и безусловно и в наше время продолжает оказывать огромное влияние на развитие литератур и духовной культуры многих народов России, Средней Азии и Казахстана, в том числе казахов, татар, туркмен, каракалпаков. Его влияние испытали на себе Г.Тукай, М.Гафури, Ш.Бабич, Д.Юлтый, С.Кудаш, Ш.Аминев-Тамьяни и другие поэты, начавшие свой творческий путь в конце XIX – начале ХХ века. Акмулла прокладывал пути к зарождению новой, реалистической поэзии в Башкортостане, его творческое наследие способствовало формированию башкирской демократической литературы. Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов, впоследствии прозванный народом Ак муллой (светлым, праведным учителем), родился в семье муллы в старинной башкирской деревне Туксанбаево бывшей Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне Миякинского района Республики Башкортостан). По архивным данным установлено, что родной отец поэта – Камалетдин Ишкузя (Ишкужа)-улы, мать – Бибиуммугульсум Салимьян-кызы, оба башкиры племени мин. При этом версия о том, что отцом Акмуллы является казах по имени Мухамедьяр, документальными источниками не подтверждается. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, затем – у башкирского муллы Лукмана в деревне Елбулактамак, что недалеко от Туксанбаево. Учился в Менеузтамакском и Анясевском медресе того же уезда, затем стал шакирдом известного в те времена Стерлибашевского медресе, получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Достигнув зрелого возраста, вернулся в родную деревню, однако вскоре покинул отцовский дом. Вначале он отправился в Оренбург, оттуда его путь проходит по башкирским аулам верховьев Яика (Урала) и долины реки Миасс. Через некоторое время становится шакирдом медресе в городе Троицке. В годы обучения в Троицком медресе Мифтахетдин, выезжая в летнее время в близлежащие казахские аулы, начинает свою деятельность учителя, которая продолжалась у него всю жизнь. С этой поры, с 25-летнего возраста, начинается долгий путь странствований поэта по аулам, городам, кочевьям Башкортостана и Казахстана. Скитаясь среди башкир и казахов, обучая детей, Акмулла занимается различными ремеслами, принимает участие в поэтических состязаниях (айтышах) среди сэсэнов и акынов. Прославился как остроумный и правдивый поэт-импровизатор. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежественных мулл, разоблачал произвол и беззаконие властей. С 1867 по 1871 г. по доносу казахского бая Исянгильде, обвиняемый в том, что «это сын башкира, избегающий службы в царской армии», сидел в тюрьме города Троицка. Находясь в заточении, создал одно из глубоких в социальном плане стихотворений «Место мое – в зиндане». В конце 1880-х гг. завершил свою известную «Элегию в память о Шигабутдине Марджани», в которой выступил сторонником идей реформаторства в деле воспитания и образования. Акмулла, впервые после Салавата Юлаева, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!», горячо призывая его к знаниям и ремеслам, к овладению основами наук. Впрочем, не только к своим современникам, но и к нам, своим потомкам, из далекого прошлого обращается поэт в стихотворении «Башкиры мои, ученье нужно!», подчеркивая особое место знаний и образования в жизни человека: Кто просвещен и ремеслу обучен, Тот славен и горд, в общении не скучен, Источник мудрости ему доступен, А неуч с унижением неразлучен. Сложением шести и единицы Десятки, как не бейся, не добиться. Смещеньем стрелок время не ускорить, Без помощи наук мечтам не сбыться. Между тем знания, по убеждению Акмуллы, это не самоцель, а лишь путь к совершенствованию человека. И в жизни, и в поэтическом искусстве, пережившем самого творца, важнейшим критерием воспитанности считал Акмулла внутреннюю, нравственную чистоту, стремление личности к моральному совершенству. «О, друзья! Пусть очистится нутро. Иначе не будет проку от одних лишь знаний», - утверждает он. Живя среди казахов, Акмулла с такой же страстностью проповедовал просветительские идеи. Истинным новатором выступил поэт и в деле народного образования. Он не приемлет устаревших методов в обучении детей, включающих в себя телесное наказание, призывает к чуткому и внимательному отношению к детям, к простоте и доступности уроков. И в этом смысле поэт-просветитель предстает перед нами как педагог, разрабатывающий наиболее прогрессивные принципы преподавания школьных дисциплин: Не шарахайтесь прочь от ученых людей, В них – потребность великая наша. Воздавайте им должное! Только злодей И глупец им на двери укажет. Муллы! Палки отбросьте и хлысты, Будьте с детской душой осторожны. От серьезных наук не бегите в кусты, Все другое – и пусто, и ложно. Ничего нет грустнее, невежества мулл, Будьте бдительны, дабы никто не задул Детский разум, мечтой увлеченный! (Перевод Газима Шафикова). Да, вот оно, главное, что является основой основ в воспитании и обучении маленького человека, в его пробуждении к свету и познанию! Огромен вклад Акмуллы в дело прогресса на поприще народного образования. Не одно поколение детей башкир и казахов получило знания с помощью этого великого поэта и учителя. Прогрессивность Акмуллы проявилась и в его взглядах на язык обучения: важнейшим условием он считал воспитание и обучение подрастающего поколения на их родном языке. И если в Башкортостане он обучал детей на башкирском языке, то в Казахстане детям казахов он стремился давать знания на казахском. Значительным достижением национальной поэзии и в целом башкирской общественно-философской мысли второй половины XIX в. стало программное стихотворение поэта – «Назидания» («Нәсихәттәр»). Именно это стихотворение Акмуллы заучивали наизусть многие и многие поклонники творчества поэта. Вспоминается в связи с этим, какое незабываемое впечатление произвел в ноябре 1981 года, в дни празднования 150-летия со дня рождения поэта, исполнение этого стихотворения перед гостями, приехавшими на родину Акмуллы, в Туксанбаево, 80-летием деревенским аксакалом Хабетдином Бадретдиновым. Впрочем, как и многие народные певцы и сказители в Башкортостане, Хабетдин Бадретдинов был одним из хранителей памяти о своем знаменитом сородиче. Из его уст нам еще в 1964 году довелось записать и упомянутое стихотворение Акмуллы, и ряд очень ценных сведений о его жизни и творчестве. В начале 1970-х годов он передал участникам археографической экспедиции Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР (ныне Уфимский научный центр РАН) одну из рукописных версий поэтического послания Акмуллы “Письмо отцу” (“Атайыма хат”). “Назидания” поэта-просветителя – это удивительный кладезь мыслей, само воплощение мудрости. Они воспринимаются нами как своего рода моральный кодекс, как непременная основа на пути достижения человеком внутренней, духовной зрелости. Акмулла и в этом плане – создатель своей собственной школы – школы духовности. Так эти и, конечно, ряд других стихов поэта и оценивались народными сказителями. Поэтому не удивительно, что и в наши дни, спустя века, все еще жива традиция исполнительства их среди любителей творчества поэта. Акмулла в своих наставлениях вполне четко, ясно и доступно перечисляет все те важнейшие качества, составляющие основу моральных устоев, нравственности человека. Их, этих самых основополагающих качеств, которые так необходимы человеку, он насчитал всего семь. Это – совесть, честь и честность, ум, умение быть благодарным, порядочность, терпенье, страсть. На первом месте при этом, конечно же, стоит совесть: В жизни, первое, совесть нужна, совестливость, Совестливость как божья дается нам милость. Мало молвить с усердством: “Прости меня, Боже!” – Молча совесть блюсти в себе – всего дороже. Перу Акмуллы принадлежат вдохновенные строки, прославляющие высокую миссию поэта и поэзии в жизни общества. По его меткому определению, “слова поэтов таинства полны”. Стихи Акмуллы и поныне восхищают образностью и афористичностью языка, изяществом формы и богатством содержания. Исключительно большую роль сыграл Акмулла в развитии и обновлении языка дореволюционной башкирской письменной литературы. Он писал свои стихи в основном на традиционном тюрко-башкирском литературном языке. Язык произведений Акмуллы послужил в дальнейшем основой национального литературного языка башкир. Жизнь поэта трагически оборвалась 8 (20) октября 1895 года. На могиле Акмуллы на мусульманском кладбище г. Миасса воздвигнут памятник из белого мрамора в период подготовки празднования 150-летия со дня его рождения в 1981 году. В г. Миассе и в с. Киргиз-Мияки, центре Миякинского района, имеются улицы Акмуллы. На родине поэта, в деревне Туксанбаево Миякинского района РБ, в 1981 г. был открыт музей и установлен бюст поэта, созданный скульптором Зильфатом Басыровым. Примечательным событием в развитии национального искусства стала опера Загира Исмагилова «Акмулла». В год 175-летия со дня его рождения поэта музей отстроен заново, в деревне Туксанбаево введен в строй социально-культурный комплекс. В 2006 г. имя Мифтахетдина Акмуллы присвоено Башкирскому государственному педагогическому университету. В Миякинском районе учреждена премия имени Акмуллы, которая начиная с 1988 г. присуждается ежегодно за лучшие произведения литературы и искусства.
Р.З.Шакуров, доктор филологических наук, профессор БГПУ им. М.Акмуллы
Жизненный путь Акмуллы Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович (Акмулла) родился 14 декабря 1831 года в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской волости 12 Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района Республики Башкортостан.
Год рождения Мифтахетдина указан в материалах VIII ревизии 1834 года, которую проводил в деревне Туксанбаево чиновник 9- го класса Иван Дыннов. После проверки данных переписи на сельском сходе ее подписал юртовый старшина Ахияр Мамбетов. В этих материалах под порядковым номером 20 имеется запись о том, что Мифтахетдину сыну Камалетдина 3 года, и получается что он 1831 года рождения. Многие исследователи ошибочно указывают местом рождения Акмуллы Уфимскую губернию. Уфимская губерния образовалась в 1865 году путем разделения Оренбургской губернии на Уфимскую и Оренбургскую, когда Акмулле было 34 года. Также ошибочно некоторые указывают местом рождения Зильдияровскую волость. В 30-е годы XIX века башкирской волости под таким именем не существовало. В 1864 году в Оренбургской губернии провели административно-территориальное деление губернии на новые волости. Во время этого деления все башкирские волости, образованные по родоплеменному признаку, были заменены образованными по территориальному признаку. И деревня Туксанбаево вместе с восемью другими деревнями была включена в состав вновь образованной Зильдияровской волости. Эти преобразования произошли когда Акмулле было уже 33 года. В бассейне реки Дема проживали башкиры племени мин. В одну из 12 волостей племени мин, а именно в Кульиль-Минскую входила деревня Туксанбаево, где родился Акмулла. В состав этой волости в 1795 году входило 12 башкирских деревень, а в 30-е годы XIX века - 31 деревня. Название деревни Туксанбаево произошло от антропонима Туксанбай. В конце XVIII века тут проживал Туксанбай Араптанов, а также до 1822 года его сын сотник Уразгильде Туксанбаев. Деревня была небольшой: в 1795 году там проживало 15 семей, в 1816, 1834, 1850, 1859 годах количество семей не превышало 20. И хотя количество семей не увеличивалось, население деревни росло: в 1795 году состояло из 61, в 1816 году - 124, 1834 году - 167, в 1850 году - 205, в 1859 году из 232 жителей. Туксанбаево - деревня башкирских вотчинников. Пользуясь правами вотчинников, жители деревни в 1789 году отдали в аренду, сроком на 35 лет, свои земли в долине реки Камышлы русским крестьянам. В 1794 году вотчинники Кульиль- Минской волости продали часть своей земли в долине реки Агидель сержанту Хлебникову. Среди башкир, участвовавших в сделке от имени жителей волости, есть имена жителей деревни Туксанбаево Батырши Алдарова и Туксанбая Араптанова (МИБ, т.5, стр. 198-199, 338). Все жители деревни Туксанбаево были башкирами. Об этом можно судить по материалам ревизий, проведенных в XIX веке. И только в материалах V ревизии показано, что в 1795 году в Туксанбаево переселился из деревни Абдрашитово ясачный татарин Абдул Уразаев с двумя сыновьями. А в материалах ревизий 1816, 1834 годов ни Уразаев, ни его сыновья в списках жителей деревни не указаны. Видимо вернулись в свою деревню. В материалах VIII ревизии 1834 года в деревне Туксанбаево показано, что там проживало 132 вотчинника и 35 башкир-припущенников из сарали-Минской волости Мензелинского уезда. Первы раз по договору от 17 февраля 1747 года вотчинники приняли к себе башкир из Сарали-Минской волости Ногайской дороги. В тексте говорится, что "в 1774 году подали они в Уфимскую провинциальную канцелярию челобитье и з тамгами нашими письму припустили мы Бялкур и Сафар с товарыщи, на свою вотчинную землю по Деме и по Белой рекам Ногайской дороги Сарали-Минской волости родственниковсвоих- старшину Рахматуллу Саркина .... с тов. с детьми и племянниками для поселения дворами. Зелею владеть вечно из платежа в казну ясака по 4 куницы, по полубатман меду повсягодно, остальной ясак платить нам, Бялкуру и Сафару с товарыщи". Это были соседи, получившие впоследствии равные права с вотчинниками. По договору 8 апреля 1793 года туксанбаевцы приняли к себе башкир из деревни Сарсаз-Такирмен Сарали- Минской волости, но не из Ногайской дороги, а из будущего Мензелинского уезда Казанской дороги. Деревня Туксанбаево сначала входила в состав 7 кантона, затем 12 кантона, 13 кантона 28 юрты. С 1865 года входила в состав 14 юрты 22 кантона. Жители Деревни Туксанбаево принимали участие в Отечественной войне 1812 года против войск Наполеона. На полях сражений героически погибли Курмангул Давлетшин (1789 г.р.), Муатша Алдаров ( 1784 г.р.), Бикчентай Исламгулов (1788 г.р.), Исламгул Миндекаев (1783 г.р.), Давлетша Алдаров, которого все считали погибшим, вернулся в родные края в 1817 году. В материалах IX ревизии1850 года, которую в деревне Туксанбаево проводил белебеевский мещанин Дулесов, имеется запись о том, что Мифтахетдин с 1 февраля 1850 года находится в тюрьме. Перепись проходила 30 июня 1850 года. Значит, он уже сидел 5 месяцев, когда он вышел, за что сидел до сих пор не известно. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов. В 1867-1871 гг. сидел в тюрьме города Троицка по доносу казахского бая Исянгильде, его обвиняли в уклонении от службы в царской армии. Акмулла умер 8 октября 1895 года вблизи железнодорожной станции Сыростан под Златоустом. Похоронен на мусульманском кладбище города Миаса.
Источник: сайт Мифтахетдин Акмулла
|